Последняя неделя перед новогодними праздниками вновь выдалась драматичной. Тут и неожиданная встреча Путина с представителями футбольных фанатов, поездка на могилу убитого Егора Свиридова. Попытки возбудить уголовное дело против блогера, оставившего нелицеприятный комментарий о Путине, очередной арест отставного полковника Квачкова, ранее обвиняемого в покушении на Чубайса. Но это все осталось в тени драматических событий в Белоруссии.
Президент страны Александр Лукашенко, набравший, по официальной версии, почти 80% голосов в первом туре, был избран на четвертый срок. За 16 лет у власти он выстроил уникальную модель государства и взаимоотношений с окружающим миром, чем-то напоминающую, наверное, Югославию времен Иосипа Броз Тито. С одной стороны, в ней много осталось от социализма: работающие государственные машиностроительные гиганты, колхозы и совхозы, довольно унылое телевидение, выезд студентов на поля, но бесплатное предоставление жилья молодым семьям и т. д. С другой — страна сумела привлечь масштабные иностранные инвестиции и заказы: здесь, представьте себе, шьется даже военная форма для стран "проклятого НАТО"! С третьей — Белоруссия не чинит своим гражданам, в отличие от СССР, препон при выезде за рубеж, но при этом внутри страны сохранила почти полностью советский "силовой" аппарат и контроль за инакомыслящими. С порой жесткими репрессиями против них: в частности, белорусский КГБ даже не переименовывался в ФСБ, Лукашенко не жалел денег на тренировку ОМОНа и спецназа, в начале 2000-х в стране "пропали без вести" несколько неугодных властям политиков и журналистов.
Тем не менее Лукашенко стал "иконой" для российской патриотической оппозиции и, что куда хуже, для части силовиков при власти,
видящих в нем то, чего нет, и фактически лоббировавших его интересы: получение многомиллиардных кредитов, нефти и газа по льготным ценам. При этом в ответ хитрый Батька кормил Россию обещаниями — проект Союзного государства так и остался в основном виртуальным, независимость Абхазии и Южной Осетии Белоруссия не признала, в решающий момент войны на Кавказе помощи не оказала, на российский рубль не перешла, казино и игорные дома не закрыла, отказалась вступать в состав России. Правда, нельзя сказать, что Лукашенко прямо совсем никак не готов объединиться. Очень даже готов! Но только если в случае такого объединения в Кремль въедет он. Что, по понятным причинам, совершенно неприемлемо для Путина и Медведева.
С началом глобального кризиса Белоруссия столкнулась с серьезными экономическими проблемами, а Россия, чтобы хоть как-то сделать Батьку более уступчивым, взвинчивала цены на газ, пыталась начать "сметано-молочную" войну. Телеканал НТВ снял пропагандистский сериал "Крестный Батька", прямо обвинявший Лукашенко в серьезных преступлениях. На этом фоне Батька не только не "прогнулся", но и начал неожиданное заигрывание с Западом, умудрившись получить кредиты и там. Репрессивный каток в отношении инакомыслящих ненадолго замер, из тюрем даже выпустили всех политзаключенных. Батька публично побратался с президентом Грузии Саакашвили, и потому на прилавках минских магазинов в почетном ряду стоят и грузинские вина, и "Боржоми" (Саакашвили один из немногих, кто сразу же поздравил Лукашенко с "переизбранием" вслед за Чавесом и Назарбаевым).
И вот день выборов. Девять оппозиционных кандидатов в президенты, с самого начала заявивших, что готовится фальсификация, призвали граждан выйти на площадь в центре Минска в знак протеста.
Официально зарегистрированная служба эксит-поллов, сообщила, что, по опросам на участках, за Лукашенко проголосовало лишь 40%, причем в самом Минске — меньше всего, и предстоит второй тур.
События, происходившие дальше, развивались стремительно. Неожиданно были заблокированы почти все оппозиционные сайты, появились перебои в работе социальных сетей. "Неизвестные люди в масках" напали на колонну оппозиционного кандидата Некляева, сломали аппаратуру для митинга, а самого его жестоко избили. Прибывший в Минск лидер российской партии "Правое дело" Леонид Гозман отмечал, что "в центре Минска поодиночке и группами прогуливаются здоровые спортивные парни с одинаковым выражением лиц". Стало очевидным, что получив все кредиты, какие и от кого хотел, Лукашенко вновь взялся за старое и решил резко закрутить гайки.
Но несмотря ни на что, площадь неожиданно за какой-то час заполнилась десятками тысяч протестующих минчан: по некоторым данным, их было до 50 000. На фотографиях, во всяком случае, видно, что людей очень много. В небольшом Минске столько же, сколько бывало в огромной Москве в начале 90-х, когда народ протестовал против самого сильного раздражителя на свете — пустых прилавков и галопирующей инфляции.
Что дальше? Дальше замерзшие люди пошли маршем на другую площадь, к стенам парламента и ЦИК. Пытались протестовать там. Но вдруг
небольшая горстка провокаторов с рациями в рукаве, запечатленная на фото и видео, начала разбивать стеклянные двери. На площадь вышел спецназ, жестко зачистил площадь, отсекая и избивая активистов.
В числе прочих были избиты и задержаны пять кандидатов в президенты, российские журналисты, около 600 белорусских граждан. Большинство из них приговорили к 10–15 суткам ареста, перевозя даже в тюрьмы приграничного с Польшей Гродно из-за переполненности минских. Отдельным кандидатам в президенты "шьют" попытку силового захвата власти со сроком заключения до 15 лет. И что самое, наверное, омерзительное — не только Россия, где снимали "Крестного Батьку", но и Евросоюз молчат, отделываясь максимум дежурными фразами о непризнании итогов выборов (что, понятное дело, вряд ли повлияет на заказ по пошиву очередной порции натовской униформы). К слову — хорошая иллюстрация того, насколько "оранжисты продались Западу" и насколько этому самому Западу столь жизненно необходимо менять диктаторов… Но долг платежом красен — точно также молчит про "проклятый Запад" и Лукашенко: "По БТ массированная пропаганда: оппозиция — "горстка уголовников", выборы "хорошо организованы". Про "руку Запада" ни слова: еще ждут 3 млрд", — пишет в Twitter лидер российского движения "Оборона" Олег Козловский.
Отметим, некоторые белорусские официальные лица высказывали предположения, что в этот раз беспорядки могли быть организованы и при помощи России…
"Ничего странного не вижу в действиях власти, — пишет белорусская художница muha-elka. — Ничего жестокого в действиях ОМОНа (они ж для этого и выдрессированы!). Единственные, кто вызывает глубокое чувство омерзения, — журналюжки. Я понимаю, что жрать всем охота и каждый зарабатывает деньги как может. Но я бы задавилась куском хлеба, если бы мне пришлось снимать ТАКИЕ сюжеты. Покрылась бы чумными пятнами, если бы пришлось в эфире произносить ложь, которую вчера и сегодня произносят дикторы новостей.
Сейчас по БТ долго показывали толпу митингующих. Показывали без комментариев. И было очевидно, что людей море. И было видно, что все это взрослые трезвые люди: бабушки, тетки в дубленках, мужчины, даже дети, молодежь. А потом последовал комментарий: беснующаяся толпа пьяных отморозков с ледорубами (!) в руках.
Лукашенко ненавижу не за политику и не за экономику, а из-за того, что его режим превращает людей в гнилых, трусливых, мерзких рабов. И журналюжки ОНТ и БТ — ярчайший пример гнили. Еще один вопросец меня интересует. Если бы ВДРУГ вчера сменился президент, журналюжки куда подевались бы? Тот, кто с утра напевал дифирамбы власти?"
"Мы з мужам і яго братам вынеслі акрываўленую жанчыну, у яе праз шапку была разьбіта галава, — вспоминает происходившее на площади блогер adelka, — за домам ўраду і касманаўтамі стаяла 2 хуткіх — яны былі поўныя людзей (па 6-8 чалавек параненых), у асноўным жанчыны, з ЧМТ і крывею на тварах. народ рассякалі на групы і заганялі ў "кішэні", там валілі на зямлю і білі. Білі нават непаўнагадовых дзяўчат — валілі на зямлю, білі нагамі і дубінкамі, пры гэтым радасна сьмяяліся. Адчуваньне, што ў краіне хунта і фашызм. Палова кандыдатаў арыштаваная або зьбітая ў лякарнях". ("Мы с мужем и его братом вынесли окровавленную женщину, у нее сквозь шапку была разбита голова, а за Домом правительства и "космонавтами" стояли две скорые — они были полны людей (по 6-8 человек раненых), в основном женщины с ЧМТ и кровью на лицах. Народ рассекали на группы и загоняли в "карманы", там валили на землю и били. Били даже несовершеннолетних девушек — валили на землю, били ногами и дубинками, при этом радостно смеялись. Ощущение, что в стране хунта и фашизм. Половина кандидатов арестована или избита в больницах", — пер. С.П.)
"Вернулась из заточения со штрафом миллион белорусских рублей (10 173 российских рубля — прим. Каспаров.Ru) слипающимися веками от тридцати шести бессонных часов и святой злостью, — пишет dolka777. — Задержаны мой муж и сын, им дали по 10 суток. И сына, скорее всего, исключат из университета.
Но даже это не главное. А главное — бесконечная череда мелкой лжи и желтого тумана, окутавшего Беларусь. В этом году мы ходили на площадь вместе, не смогла отдать под дубинки омоновцев родную плоть. И кто-то из демонстрантов сказал, типа струсили все, убежали. Я же ликовала: крови не реки, а ручейки, именно благодаря демонстрантам. "Мы, беларусы, мирные людзи". Пришли на революцию, покричали "сходзь". И драпанули от страшных роботов-полицейских. Вот это мое "ух, пронесло" и было преждевременным.
Выйдя из оцепления, мы решили встретиться с друзьями. Вдруг напротив нас останавливается автобус, из него вылезают громадные гориллы в касках и впихивают нас туда. Впихивают нас с мужем, догоняют сына и впихивают, предварительно пустив ему из носу две струйки крови.
Впихивают нашего друга — инвалида первой группы без ноги и обеих рук. Сложносочиненное из протезов тело не так просто поддается насилию. Оно беспомощно распласталось по ступенькам автобуса, а его тоненькая жена, отчаянно крича, подтягивала, втаскивала его туда.
Женщина стояла на остановке с мужем — провожали дочку на вокзал. Их тоже подобрали опричники: женщина получила 10 суток, муж — 15. И так далее. Бомж-уголовник, кричащий, что он голосовал за Лукашенко…"
Пролукашенковский журналист Юрий Шевцов констатирует: "Протестные настроения в обществе выше, чем ожидалось. В основном среди молодежи… События для тихой провинциальной Беларуси потрясающе масштабные… Скорее всего, в глазах обывателя оппозиционная среда скомпрометирована теперь вновь очень сильно. Но степень протестных настроений требует некоторых политических реформ, чтобы эти настроения канализировать в социально безопасные формы. Бюрократические формы управления этими настроениями через идеологическую, например, вертикаль уже недостаточны".
"Некоторые европейские наблюдатели выражают восхищение прошедшими в воскресенье выборами президента Белоруссии, — пишет один из лидеров движения "Солидарность" Борис Немцов. — Бескорыстно они это делают или нет, я не знаю. Знаю другое — выборы тотально фальсифицированы. Фальсификации начались задолго до дня голосования.
Во-первых, кандидаты имели абсолютно разные информационные возможности. По подсчетам социологов, Лукашенко занимал 90% эфирного времени, а на всех остальных кандидатов приходилось 10%. Общественное мнение, как в Белоруссии, так и в России и во всем мире, формируется телевидением. Так что телевизионные манипуляции и фальсификации очевидны.
Во-вторых, досрочное голосование. 23% подневольных, в основном пенсионеров и бюджетников, не мытьем так катаньем загонялись на избирательные участки задолго до дня голосования. Урны, где хранились бюллетени, никем не контролировались. Дальше объяснять не надо. В-третьих, в участковых избирательных комиссиях представителей от оппозиции было меньше 1%.
Фальшь и обман вывели спокойных и невозмутимых белорусов из себя. Десятки тысяч человек вышли вчера ночью на площадь. И тут Лукашенко окончательно рассвирепел и показал свое истинное диктаторское мурло. Дальше вы знаете: сотни арестованных, покалеченных, включая кандидатов в президенты, в частности Владимира Некляева и Андрея Санникова.
Лукашенко правит 16 лет. Он уже всех достал. И как бы ни развивались в дальнейшем события, шансов стать даже минимально легитимным у него никаких. А за покалеченных и арестованных в ночь с 19 на 20 декабря 2010 года ему все равно ответить придется".
Блогер italian76 считает, что "команда Лукашенко умудрилась за несколько послевыборных часов разрушить весь тот положительный имидж, над которым они работали столько лет. Уже никого в мире не будут интересовать успехи белорусской промышленности и сельского хозяйства, эффективная общая экономическая политика, социальные достижения.
Это становится вторичным перед голосом Иры Халип, известной журналистки и супруги кандидата в президенты, которую в прямом эфире избивают спецслужбисты. Весь мир запомнит этот день избиением кандидатов в президенты Некляева, Санникова и других. Избиением десятком мирных граждан, собравшихся на площади, чтобы выразить свой законный протест фальсификациям.
В какой еще стране в ночь после выборов будут арестованы СЕМЬ кандидатов в президенты? В какой стране во время выборов будет уничтожен основной сайт оппозиции?
Лукашенко Александр Григорьевич вместо триумфальной победы (которую он реально заслужил) умудрился подписать себе смертный приговор.
Ведь после сегодняшних событий у него уже нет выбора: с демократизацией, реформами, открытостью к миру покончено раз и навсегда. Он уже не может просто уйти, выбрав преемника. Он должен будет править или до своей смерти, либо его вынесут из Дома правительства, как Чаушеску.
Глупо. Так заканчивать успешную карьеру может только дилетант, которого власть полностью развратила, лишив рассудка".
"Аллюзии с Россией после силового переворота доходят до абсурда, — пишет блогер martinovich. — Половина города (все, кого можно было бы отнести к аристократии интеллектуальной, финансовой, деловой) всерьез говорит об отъезде... Девушка, рыдавшая... при людях, когда по ящику осунувшийся и посеревший Романчук, за которого она голосовала и за которого уговорила голосовать родителей, читал бумажку с "осуждением беспорядков". Октябрьская, снег на которой был розовым от... Люди с разбитыми лицами, кидавшиеся под колеса машин, — пусть собьют, только не к этим... Даша Вожык, кричавшая: "Куда мы отступаем, там ведь бьют людей! Им надо помочь!"
Один иностранец спросил, почему в Беларуси, где есть независимые сайты и где уровень подключения к Сети почти европейский, 30%, большинство обывателей пасется на ресурсах, где об этом всем молчат? Я теперь понимаю, почему. Вылазишь с островка "информационной безопасности", созданного горсткой проправительственных и "лояльных независимых" порталов, и становится жутко...
Люди, которых держали (и держат! — читай "НН") в автозаке двое суток. Без еды и воды. Как им там? Как они это пережили? Какими выйдут на свет?
Милиционер, кричавший на спецназ, найден, дверь в его квартиру выломана, его увез КГБ. Федута, который на вопрос об аресте полгода назад беспечно отмахивался: "А вы представляете меня в тюрьме?", — теперь неизвестно где, вроде бы в Американке... Вместе с кандидатами в президенты...
Я не могу спать с 19-го — после той ночи, когда в 4 утра, вернувшись оттуда, услышал по ТВ о блистательной победе... День и ночь поменялись местами, превратились в какой-то пульсирующий безнадежный бред. Стоит прилечь, куда-то провалиться, будит телефонный звонок, на часах — три утра, в трубке — очередной кошмар, от которого стынет кровь в жилах".
Европа. Несколько дней до второго десятилетия XXI века…
Вы можете оставить свои комментарии здесь