Позорная история с поправками об усыновлении детей в РФ вдруг напомнила мне, как к детям отнеслись в Центральноафриканской Империи в 1979 г. Там, конечно, было намного жёстче, но тем не менее.
В январе 1979 г. по инициативе Императора Центральной Африки Бокассы I был издан указ, согласно которому всем школьникам и студентам предписывалось приобрести специальную форменную одежду, обязательную к ношению.
Указ произвёл большой резонанс и недовольство в стране, поскольку большинство семей не могли позволить себе покупку формы, и спровоцировал массовые волнения и акции протеста. Пошив дорогостоящей формы осуществлялся на текстильной фабрике, принадлежавшей лично Бокассе.
Тут ещё надо понимать — кто такой Бокасса. Жан-Бедель Бокасса был Президентом Центральноафриканской Республики с 1966 года. Он не летал со стерхами и не опускался на батискафе на дно океана, зато употреблял в пищу лидеров оппозиции, а однажды тайком накормил свой кабинет министров одним из его членов.
На 10-й год своего правления Президент Бокасса вдруг решил стать Императором, и заказал в лучших европейских фирмах для своей коронации корону, украшенную двумя тысячами бриллиантов. Её стоимость составила $ 5 млн., а на церемонию коронации ушла четверть годового экспортного дохода страны. Дополнением стал золотой трон в форме сидящего орла весом в 2 тонны и леопардовые мантии. Было закуплено более 100 автомобилей лучших иностранных марок и 130 белых скакунов. Туфли, в которых он был во время церемонии, занесены в Книгу рекордов Гиннеса как самые дорогие в мире.
Церемониал во многих деталях копировал коронацию Наполеона, которого Император считал своим образцом. На коронацию были приглашены руководители всех мировых и африканских держав, а также Папа Римский. Очевидно, для него готовилась роль Папы Пия VII, из рук которого Наполеон вырвал корону и сам ею венчался. Но, несмотря на обещанные богатые подарки, ни Папа, ни главы государств не явились в Банги на церемонию; Франция была представлена министром по делам сотрудничества, оркестром ВМФ и батальоном, обеспечивающим безопасность коронации.
Со сказочной роскошью коронации и Императорского двора контрастировал чрезвычайно низкий уровень жизни в стране. В 1977 году был 1 врач на 43,4 тыс. жителей и всего 1 зубной врач на всю империю. Аресты инакомыслящих, пытки, в которых Император принимал участие лично, были обычным делом. Режим пользовался поддержкой французского правительства во главе с Валери Жискар д’Эстеном, которому Бокасса предоставлял выгодные условия разработки месторождений полезных ископаемых, в частности, урана, необходимого для французской программы атомного оружия.
В 1975 году Жискар объявил Бокассу своим "другом" и "членом семьи", а также несколько раз ездил в Центральную Африку охотиться. В конце концов, после указа о школьной форме, 18 января 1979 года вспыхнули первые волнения со стороны школьников и студентов, протестовавших против обязательного ношения формы. Поначалу мирное шествие к центру столицы постепенно превратилось в бунт, для подавления которого были отправлены воинские подразделения.
В результате погибло до 150 человек. В апреле ситуация повторилась. Из учебных заведений волнения перекинулись на городские кварталы, превратившись в стихийное восстание — с построением баррикад и неоднократными штурмами официальных резиденций. На этот раз власти отреагировали жёстче: солдаты Императорской гвардии и других подразделений получили санкцию на арест детей и молодых людей в возрасте от 6 до 25 лет, которые доставлялись в тюрьму и разводились по переполненным камерам.
Французские журналисты описывали дальнейшие события следующим образом: Сотни детей помещены в центральную тюрьму, где во дворе солдаты топчут их ногами, а затем запирают в камеры.
Вне себя от ярости, Бокасса проводит в тюрьме две ночи, чтобы преподать детям "хороший урок". После этого урока в тюрьме умирают около ста человек.
Трупы тайком закапываются в общих могилах или выбрасываются в реку. Существует также информация о том, что около ста детей были привезены в грузовике во двор резиденции Бокассы.
Согласно свидетельствам, которые собрал журналист Бернар Луба, их заставили лечь на землю, и пьяный Император приказал водителю грузовика проехать по ним. После того, как шофёр отказался, Бокасса якобы сам сел за руль и стал ездить на грузовике взад и вперед, пока, на его взгляд, не погиб последний ребёнок. Тех же, кому все-таки удалось выжить, монарх, по словам журналиста, собственноручно добивал палкой.
Когда о массовых убийствах узнали во французском посольстве, власти Франции во главе с президентом Валери Жискар д’Эстеном были вынуждены признать неправильность своей поддержки режима Бокассы. Через месяц после произошедших событий, когда Бокасса с супругой отправились с официальным визитом в Ливию, Бокасса был свергнут и республиканская форма правления в государстве была восстановлена. Центральноафриканская Империя прекратила своё существование.
! Орфография и стилистика автора сохранены