Пилотное решение, во-первых, высвечивает широкомасштабные нарушения прав человека в конкретном государстве, а во-вторых, сильно разгружает канцелярию суда.
Европейские юристы обнаружили одинаковые нарушения прав человека при задержаниях — меняются только люди, города и темы митингов.
"ЕСПЧ изучил российское законодательство о митингах, в частности последний закон, устанавливающий наказание от гигантских штрафов до обязательных работ. Также Евросуд проанализировал свою практику, российское законодательство, практику Конституционного суда России, заключение Венецианской комиссии, а также ООН и ОБСЕ по праву мирно собираться. Учли правила подачи уведомлений, количество участников и наказания за несогласованный митинг", — рассказал юрист.
Митинг становится несогласованным, если в законе прописывают множество искусственных ограничений для заявителей, как то привлечение к административной ответственности. Получается замкнутый круг: если человека один раз задержали на несанкционированном митинге, он уже не имеет права подавать заявку на согласование.
Тогда и адвоката
До этого ЕСПЧ коммуницировал другую жалобу, касающуюся ареста задержанных. Часто задержанным вменяют статьи 20.2 ("Нарушение правил митинга") и 19.3 ("Неповиновение распоряжению сотрудника полиции") КоАП.
Наказание по статье 19.3 предусматривает 15 суток лишения свободы. По статье 20.2 — значительный штраф, до одного миллиона рублей. С точки зрения Европейской конвенции, лишение свободы больше, чем на две недели, или большой штраф могут считаться привлечением к уголовной ответственности. Следовательно, обвиняемому должны предоставляться определенные гарантии. Как минимум бесплатный адвокат.
"Но никому из арестованных после вступления в силу нового закона не предоставлялся бесплатный адвокат. Сейчас ЕСПЧ рассматривает дело "Михайлова против России" о "Маршах несогласных" 2007 года. Участница марша потребовала бесплатного адвоката в мировом суде. Но защитника ей не предоставили и оштрафовали по двум статьям — небезызвестным 20.2 и 19.3. Поэтому Евросуд рассматривает, есть ли право у россиян требовать защитника”, — отметил Бурков.
Это решение будет иметь серьезные последствия. Станут ли сотрудники полиции арестовывать много людей, если им всем нужно будет предоставить адвокатов?
Новый закон о митингах и принят для того, чтобы число активистов сократилось. Это так называемый cooling effect (охлаждающий эффект), отметил юрист. Если человек, по сути аполитичный, захочет выйти на акцию протеста, его остановит штраф в 20 тысяч рублей, а то и в один миллион рублей.
Пилотное решение
Процедура такая. Сначала ЕСПЧ отправляет документы уполномоченному России при ЕСПЧ, он и отвечает на вопросы Евросуда. Ответ российского представителя европейские юристы отправляют пострадавшим россиянам. Заявители читают документы и пишут свое мнение. После этого юристы ЕСПЧ анализируют мнения сторон и выносят решение. Как правило, заочно.
Если судья примет пилотное постановление, то Россия, как член Совета Европы, будет обязана принять меры: смягчить наказание за участие в митинге в течение шести месяцев.
Россия ратифицировала Евроконвенцию и признала юрисдикцию ЕСПЧ, поэтому все постановления суда обязательны.
Обычно, если человек подает жалобу в ЕСПЧ и суд признает, что права этого человека нарушены, то потерпевшему выплачивают компенсацию, остальное по большому счету остается на усмотрение государства. Но в редких случаях, каким является вынесение пилотных постановлений, Евросуд обязывает страну-ответчика выполнить целый комплекс мер: изменить законодательство, продумать новые программы или улучшить условия содержания в СИЗО и тюрьмах к определенному сроку.
Пример такого пилотного решения — дело "Бурдов против России". Анатолий Бурдов участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, получил большую дозу облучения. Местные власти города Шахты не выплачивали ему компенсации 14 лет. Суд решил, что власти России часто не выплачивают пособия, пенсии и компенсации ущерба, причиненного на военной службе или за незаконное преследование. Также ЕСПЧ определил системную проблему — у пострадавшего нет способов защитить свои права, если государство не платит ему компенсацию. Суд обязал Россию за шесть месяцев найти способ защитить граждан, если выплаты им затягиваются или не осуществляются вовсе.
С момента коммуникации до решения ЕСПЧ проходит около двух лет. Что за это время изменится и будет ли решение Евросуда актуально, неизвестно. Слишком уже быстро меняются в последнее время законы. Но пока неторопливая машина европейского правосудия обрушится на поспешные русские законы, штрафы заплатят многие. Ну или не заплатят — поработают бесплатно. А то и посидят 15 суток.
Вы можете оставить свои комментарии здесь
Марина Курганская
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter