Когда Янукович, поддерживаемый "Партией регионов" и коммунистами, принял пакет диктаторских законов, превращающих Украину в лучшем случае в Беларусь, а в худшем — в Аргентину конца 1970х, я понял: явилась реинкарнация ГКЧП. В 1991 г. "законный" комитет попытался повернуть демократическую эволюцию вспять, этому "незаконно" воспротивился Ельцин, а результатом ГКЧП-истской аферы стал распад Советского Союза. Теперь то же самое происходит на Украине. "Президент в законе" гордо наплевал на ожидаемую ассоциацию с ЕС, а затем решил законодательно удушить возмущенный этим Евромайдан.

Я не знаю, приведет ли украинский ГКЧП к распаду страны. Но уже сейчас стало абсолютно ясно: произошло то, чего власть не ожидала: из акции протеста, привязанной к столице, Майдан перерос в полномасштабную революцию, охватившую как минимум половину страны. Ветер Майдана перекинулся из Киева на города Западной и Центральной Украины. Вот что мы имеем на сегодняшний день:

ЛЬВОВ (здесь и ниже — см. видео) Захвачено здание обладминистрации, губернатор Олег Сало (это не псевдоним) подал в отставку. Глава милиции Львовской области дал согласие на создание вооруженных дружин оппозиции.


РОВНО: Захвачено здание обладминистрации.


ТЕРНОПОЛЬ: Захвачено здание обладминистрации. Штаб национального сопротивления отправляет автобусы с добровольцами в Киев.


ЧЕРКАССЫ: Тысячи протестующих атаковали и захватили здание обладминистрации.


ХМЕЛЬНИЦКИЙ: Протестующие возводят в центре города барррикады.
 


Попытки аналогичных захватов имели место в Житомире и Полтаве.

Революционное движение поддержали представители власти не только на Львовщине, но и в других регионах, включая столицу. Так, 22 июня судья Оболонского районного суда Киева Ирина Мамонтова отказалась подписывать приказ о заключении четырех задержанных студентов-оппозиционеров под стражу и уволилась. Таким образом, был найден ответ на вопросы тех, кто сочувствующе "входит в положение" российских судей, выполняющих директивы силовых структур по расправе с инакомыслящими. "А что было делать? Госслужащие — народ подневольный", — сокрушаются эти сочувствующие. Но на Украине коллеги наших работников юстиции поняли, что надо делать: не пособничать злу.

Антиреволюционная риторика подчеркивает беспомощность позиции правительства. Раздаются голоса, что Майдан — дело рук националистической галицкой молодежи, которая не знает, куда деться от безработицы и с радостью готова побузить за 30 американских серебряников. Как в советские времена, ключевое слово здесь — "националисты", часто к нему добавляется более конкретное,  "бандеровцы". Однако Черкассы, Житомир, Полтава — к "бандеровскому" Захiду не имеют никакого отношения, а в протестах принимают участие, как украинцы, так и русские — причем представлены они всеми возрастами, а не только молодежью.

Другие указующе тычут перстом вверх, открывая страшную тайну: "Это не что иное, как попытка государственного переворота!" И они совершенно правы: революция по определению и есть переворот. И если правительство идет против собственного народа, такое правительства надо "переворачивать" и выбрасывать на свалку.

В России пристально следят за майданными событиями. Кремль, главным образом через МИДовского главу Лаврова, призывает "зарубежные политические круги" прекратить вмешательство во внутренние дела Украины. Очевидно, имеется в виду, что то ли в силу культурно-языкового сходства, то ли по причине общего исторического прошлого, а может и из—за ссуженных 15 миллиардов, только Россия имеет право на такое вмешательство. Ведь януковичевский разворот на 180 градусов перед саммитом в Вильнюсе стал исключительно результатом действий Кремля.

МИДу испуганно вторит и Госдума: "Ответственность за обострение ситуации на Украине помимо представителей экстремистской части оппозиции несут … западные политики". Какие именно политики — законодатели не знают, но годы, проведенные в спячке, в которую погружена Россия, подсказывают им, что не может народ сам совершать поступки, не может он мыслить свободно и не может у него быть чести и достоинства. А если такие поступки и имеют место, то, значит, за ними кто-то стоит; значит, какой-то кукловод дергает за ниточки.

Но поскольку "обострение ситуации на Украине" было вызвано именно действиями украинских властей, то по логике российских законодателей получается, что это западные политики вынудили Януковича отказаться от собственных обещаний и не подписывать договор об ассоциации с ЕС.

Принятие диктаторских законов несколько дней назад — это, выходит, тоже результат происков Госдепа, НАТО, Антанты и прочих пентагоновских ястребов, держащих щупальца на спусковом крючке войны.

А если так, то и "Партия регионов", и коммунисты — агенты этих ястребов и подлежат отправке на ощип, и в суп, что, собственно, оппозиция и старается осуществить.

Беспокойство Кремля понятно и имеет под собой две причины. Во-первых, российские власти не хотят терять упомянутые уже 15 миллиардов. По сравнению с общероссийскими объемами коррупции деньги эти — не такие уж и большие, но все-таки жалко будет их потерять просто так. Во-вторых (и это главное), в развитии Майданной революции, которая уже перестала быть оранжевой и краснеет от часа к часу, Кремль резонно усматривает возможную предтечу собственного краха.

Если все туже закручивать гайки, то паровой котел рано или поздно взорвется и машинист потеряет не только работу, но, возможно, и здоровье. 

Так что российским властям очень бы не хотелось повторения майданного сценария в своих вотчинах. Да, сейчас россияне убаюканы нефтегазовой иглой, да и КСО — не объеднинение "Батькивщина", а какая-нибудь бесправная брянщина — это не гордая Галиция, где ценили свободу и сопротивлялись коммунистам и НКВД целых 20 лет, до 1960 г. Но ведь никакой сон не длится вечно. Не исключено, что это понимают даже в Кремле.



К чему придет украинская революция, сказать трудно. Очевидно одно: ГКЧП от Януковича был большой ошибкой и не принес ему ожидаемой победы. Более того, неудавшийся законодательный путч увеличил масштабы оппозиционного движения. Сегодня протестует не только Киев, но и целый ряд крупных городов и областей, как  Западной, так и Центральной Украины. Более того, ассоциацией с ЕС повестка дня уже не исчерпывается. Об этой ассоциации, похоже, уже все забыли. Сейчас Майдан хочет изгнать бездарное, плутовское правительство и, чтобы не допустить гражданской войны, к которой приближается Украина, это правительство должно уйти.

Леонид Сторч

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены