Больше двадцати лет назад я с двумя знакомыми, одним из которых был покойный Александр Чистов (талантливейший тризовец*, мой гуру в области аналитики и пи-ара), обсуждали написание социологической статьи о тогдашнем российском обществе. Второй мой товарищ сказал, что солидность требует сперва определить описываемое. Я сходу бросил: "вырожденный посттоталитарный социум". Меня попросили уточнить понятие вырожденный социум (термином посттоталитарный тогда щеголяли все кому не лень). Я предложил дефиницию "социум, в котором социальные позиции заменяют люди, этос [система нравственных принципов] который полярен традиционному для данной позиции". И пояснил для простоты. Всем понятен этос солдата — защитника страны. И понятен этос наёмника-мародера. Вырожденым является социум, в котором солдаты (и офицеры, это расширительное понятие) считают идеалом удачливого мародёра. Тогда как раз полным ходом завершалось разворовывание Западной группы войск (ГДР) и других советских военных баз, поэтому метафора была понятна, а слова про "Пашу-мерседеса" у всех на слуху. Вырожденнй социум тот, где торговцы — это воры, полицейские — гангстеры, священники — шаманы, народные избранники и общественые деятели — политические потаскухи...
Из той статьи получилось только моё предисловие. Но идея привязки этоса к социальной роли запомнилась, и я решил её развить. Летом 2008 года я написал эссе "Открытое кастовое общество", некоторые мысли которого я изложу здесь и общая концепция которого уже содержиться в названии. Применительно к заявлению Ходорковского о намерение вернуться в Россию при первой же возможности и стать мотором конституционно-политической трансформации страны. Кое желания я всячески поддерживаю. Именно с точки зрения своей теории.
Суть моей идеи такова. Индусы и прочие древние арийцы были правы, говоря, что общество делиться на касты (главные касты называются "варны" - цвета на санскрите).
Таких больших каст пять, которые даю в нисходящем порядке: брахманы (духовенство, шире - философы); кшатрии (воины и князья, правители, силовики) — это благородные варны, "дваждырожденные"; а также "неблагородные" - вайшья (собственники, хозяева, буржуа, европейское "третье сословие"); шудру (пролетарии, работники не отвечающие за своё хозяйство; и неприкасаемые ("антикаста", криминалитет, низший слой богемы).
В том или ином виде, все традиционные и "традиционалистские" (рационализированные традиционные — поздняя античность и позднее средневековье) социумы построены на кастовом принципе. Более того, историю социума (народа, культуры) можно рассматривать как "нисходящее" чередование правящих каст (варн). Борьба священников и царей за власть над евреями хорошо показана в Библии (собственно — это её основная фабула), написанной победившими в итоге священниками и книжниками**. Борьба жрецов и фараонов, пап и королей, КПСС и КГБ — это всё очень знакомо.
Каждая варна имеет свой этос, обязательный только для неё. Член касты может ориентировать и на этос более высокой, но это считается духовным подвигом. Главное - не принимать этос более "низкой" касты. Разумеется, доминирующая каста пытается сделать свой этос эталонным, однако каждая в итоге приспосабливает его под себя. Излишняя настойчивость в навязывании чуждого этоса воспринимается как нестерпимый гнёт.
У меня были несколько дополнений к этой историософской концепции.
Первое. Каждая варна носит "открытый" характер — человек рождается и формируется как личность с предпочтением того или иного этоса. В открытом (в попперовском смысле слова) обществе он занимает позицию в подходящей ему варне — становиться ученым, офицером, бизнесменом, артистом, автослесарем, карманником... В закрытых социумах воспитание, традиция, давление среды загоняют человека в его родовую варну. Но сильная личность может вырваться. Иногда шанс дают исторические сломы и из рыбака получается академик Ломоносов, из лавочника — наполеоновский маршал, из семинариста — удачливый гангстер и создатель и владыка империи...
Второе. Внутри каждой варны есть деление на те же варны и так несколько раз. Получается "матрешка", охватывающая все писхологические типы. Например, философ-воин (тот самый вооруженный пророк), князь-философ, философ-менеджер, филосов-сектант...
Третье. Не только многовековые периоды знаменуются чередованием варн-доминантов, но более короткие периоды, например, послереволюционное развитие, история партий и корпораций...
С той точки зрения забавна эволюция типажа большевистского комиссара. На следующей стадии — это политрук, стукач и трепач. Следом идёт уже совершенно анекдотичная фигура замполита. И завершает всё офицер-воспитатель. Или судьба интеллектуала в политике. Из вождя он становиться "ответственным за идеологию", затем — пропагандистом и агитатором, а заканчивает — спичрайтером и политехнологом.
У всех на памяти смена типажей верхушки в истории большевизма и КПСС. Надо только учесть, что последняя генерация номенклатуры — из инженеров, это такие "шудриты", только их элита, "пролетарии-философы". Сегодня у власти последняя варна - "правители-воры".
Это чередование свойственно и оппозиции. Навальный — адвокат, а это — очень плохо. Лидеры типа Ельцина, покойного Немцова, даже Путина — из породы меняющих реальность. Адвокат же привык реальность "обманывать". Примеры Керенского, Клинтона, Обамы, деятелей Третье республики во Франции очень поучительны.
Теперь обещанная тема про Ходорковского. Михаил Борисович — предприниматель-философ. К нему "подгоняют" три тенденции социального развития России.
Правящая номеклатура дошла до самой нижней "варны" в своём рекрутинге. "Самообновление" здесь может быть только за счёт её переформатирования и набора из персонажей "Антимайдана" и "голодных" провинциальных силовиков, словом, всего того, что и подразумевают, говорю об угрозе фашизации режима.
Эволюция российского общества неизбежно поставит на повестку дня переход власти от феодалов-силовиков к "третьему сословию", т.е к буржуазии и к той социальной группе, что марксисты называли "буржуазные специалисты". Нас в любом случае ждёт антифеодальная буржуазно-демократическая революция.
В среде "третьего сословия" также идёт смена доминирующих социальных типажей: от купца (импортёра) — к банкиру, от банкира - к промышленнику. Следующая стадия — уже лавочники.
Буржуазная революция (рассуждения о степени её "бархатности" лежат вне рамок данного повествования) должна привести к власти вождей буржуазии.
В начале каждого исторического этапа, выступающего в качестве своеобразной микроцивилизации, как указывалось мною выше, доминируют философы-идеологи (на ранних стадиях истории — жрецы, священники, пророки).
Поэтому крупный предприниматель международного уровня и одновременно леволиберальный идеолог, а именно таковым и является сегодня МБХ, просто обречён оказаться во главе буржазно-демократического режима.
Однако если он упустит свой шанс, то неумолимые закономерности истории вознесут следующий по очереди типаж — провинциального предпринимателя, сторонника экономической автократии, словом, "жертву ВТО". Со всей его ксенофобией и общей ограниченностью.
Поэтому сама логика истории возложила на Ходорковского миссию занять уникальную социокультурную нишу вождя антифеодального движения.
* ТРИЗ — теория рационализации и изобретательства.
** Падение еврейской государственности "заморозило" этот конфликт, и через 19 веков он возник вновь — как главный нерв противостояния раввинов и социалистических сионистов, а после - праворелигиозных партий и ушедших в политику секулярных отставных генералов (левоцентристов) в современном Израиле.
! Орфография и стилистика автора сохранены