Евгения Хасис. Фото: РИА Новости
  • 02-07-2015 (12:31)

Черный список расстрелянных

Обвинение представило в суде переписку, в которой Горячев и Хасис обмолвились о банде БОРН

update: 02-07-2015 (16:47)

Осужденная за соучастие в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой Евгения Хасис закончила давать показания в Мосгорсуде по делу предполагаемого лидера и идеолога БОРН ("Боевая организация русских националистов") Ильи Горячева. Также на этой неделе перед присяжными выступил бывший лидер ДПНИ Александр Белов (Поткин), который содержится в СИЗО по обвинению в отмывании денег БТА-банка.

Белова завели в зал в наручниках, на лице у него густая черная борода с сединой. Он выглядел бодро, улыбался, переглядывался с подсудимым. Судья Павел Мелехин принял решение, что свидетелю необходимо задать несколько вопросов перед допросом с присяжными. Белов начал свой рассказал с того, что знаком с подсудимым с 2002 года. "Когда мы общались, подозрения не возникали, что он мог иметь какое-то отношение к экстремистской банде" — сказал Белов. Он считал, что БОРН — это была спецоперация ФСБ, чтобы помешать националистам выйти на легальное политическое поле.

Уже в присутствии присяжных первым свои вопросы задал Горячев. Отвечая на вопросы, Белов пояснил, что познакомился с гражданским супругом Хасис Никитой Тихоновым в том же году, в 2002-м. Свидетелю он показался независимым, и он сомневается, что Горячев мог как-то им манипулировать и приказывать. Также Тихонов был известен как футбольный фанат, и при его появлении молодые скинхеды замолкали, добавил Белов.

По теме
НОВОСТИ

По его мнению, националистическое движение Горячева "Русский образ" в 2000-е годы позиционировалось как движение, которое было устремлено на властные структуры. У ДПНИ одно время был конфликт с "Русским образом" в связи с тем, что Горячев имел контакты с администрацией президента и не скрывал эти связи.

По этой причине в 2009 году подсудимый время от времени получал угрозы в свой адрес, продолжил Белов. Он рассказал, что на различных националистических сайтах публиковали информацию о разных антифа-активистах и националистах с их адресами.

"Некоторые правые считали его [Горячева] предателем за то, что он сотрудничает с властью, и призывали расправиться с "Русским образом", — отметил Белов.

Ему неизвестно, общался ли Горячев с ультраправыми. Но он уверен, что невозможно общаться с радикальными националистами и пытаться создать легальную партию.

— Известно ли вам о моем намерении создать консервативную партию правого толка? — спросил Горячев.

— Да, все этого хотели, — усмехнулся Белов.

— Продолжим пробовать ее создать?

— Да, конечно, — заулыбался свидетель.

— Вот на этом и закончим, — заключил судья.

* * *

Следующей в зал привели Хасис. Целый день потребовался адвокатам для оглашения протоколов допроса, очной ставки и прослушки Хасис и Тихонова. Присяжным зачитали несколько десятков страниц документов, было заметно, что они с трудом могли понять весь огромный массив материалов.

После многочасового чтения бумаг первым вопросы задавал Горячев. Он интересовался у свидетельницы, кто занимался написанием и рассылкой заявлений БОРН после убийств. Она уверенно заявила, что тексты писал Тихонов, но какие именно нужно было делать акценты в этих сообщениях, указывал Горячев.

В частности, как показала Хасис, Горячев активно лоббировал в Интернете различные скандальные темы. Так, подсудимый специально создавал фейковые аккаунты в ЖЖ, чтобы искусственно вызывать дискуссии об убийстве 15-летней школьницы Ани Бешновой и нападении на сестру националиста Павла Скачевского. Перед убийством антифашиста Ильи Джапаридзе, по данным Хасис, Горячев специально убеждал на националистических форумах, что виновником нападения на Скачевскую был антифа-активист.

Кроме этого Хасис была в курсе, что Горячев давал команду Тихонову отомстить за смерть несовершеннолетней девочки. Позднее ему предложили, что предполагаемой жертве можно будет отрезать голову, и эту идею поддержал Горячев, продолжает Хасис.

Кроме того, как утверждает свидетельница, она видела обсуждение Горячева, где он дает приказы убить людей из списка антифа-активистов. В этом "черном списке", такое название дала Хасис, указаны имена антифашистов, которых нужно было ликвидировать. В этом ряду фигурировали имена убитых антифа Федора Филатова и Ильи Джапаридзе.

Позднее появился "расстрельный" список фигурантов дела банды "Черные ястребы". Горячев поставил задачу перед Тихоновым совершить нападение на одного из членов этой группировки. В итоге жертвой БОРН оказался Расул Халилов.

— Какую роль вам отводил Горячев в БОРН? — поинтересовался адвокат Марк Фейгин.

— Если он какую-то роль мне отводил, то пусть Горячев сам ответит. Мне об этом неизвестно, — переадресовала вопрос Хасис.

— Почему Горячев, по вашим словам, занимался конспиративной деятельностью и при этом посвящал вас в свои дела?

— Илья Витальевич обсуждал разные события со мной, в том числе говорили и про БОРН. Он знал, что я проживаю с Тихоновым и владею всей информацией. Не было смысла скрывать.

На одном из прошлых заседаний, 25 июня, Хасис частично рассказала про эпизод с убийством Маркелова, и как банда готовилась к преступлению. Во время переписки с Горячевым Тихонов получил от него данные о Маркелове. По словам Хасис, подсудимый пытался убедить своих подельников, что в администрации президента заинтересованы в убийстве известного адвоката.

Первый раз Горячев завел разговор об убийстве Маркелова до того, как Тихонов скрылся в Украине от следствия. "Горячев культивировал неприязнь к Маркелову. Говорил, что он ярый русофоб, защищает врагов и возит деньги в чемоданах", — отметила Хасис.

Между тем долгое время откладывалась подготовка к преступлению и слежка за Маркеловым. Как только Тихонов вернулся из Украины, он вместе с другими участниками БОРН Алексеем Коршуновым, Александром Париновым и Михаилом Волковым начали следить за Маркеловым и пытались выяснить его адрес.

Хотя, как считает Хасис, участникам БОРН было невыгодно убийство Маркелова — они были уверены, что это преступление вызовет большой шок и придется уйти на нелегальное положение. Но Горячев настаивал на своем и преследовал эту цель для достижения своих политических интересов, уверена свидетельница.

"Горячев был националистом не из к любви к родине. Он вовсе никакой не националист, он коммерс, он ни во что не верит", — добавляет Хасис.

 

— У вас было желание обратиться в правоохранительные органы? — спросил Фейгин.

— У меня возникало желание уйти от своего гражданского мужа, но не могла, я его любила.

Примечательно, что Хасис обмолвилась еще об одном любопытном случае. Оказалось, что Паринов и еще один товарищ Тихонова Илья Голубев были недовольны структурой БОРН, считали ее недееспособной, они полагали, что Горячев преследует свои цели и может в любой момент их сдать. "Тихонов заступался за Горячева. Он доверял ему и верил, что эта схема идеальная", — дополнила Хасис.

Вместе с этим в "Русском образе" активно велась подготовка бойцов для БОРН. Один из соратников Горячева Егор Горшков на специальных занятиях, которые сокращенно назывались "ОБЖ", учил сторонников "Русского образа" не только физическим приемам самообороны, как говорилось ранее на процессе, но и обучал, как скрываться от преследования сотрудников полиции, как маскироваться, проводить слежку за "жертвой" и как наносить смертельные удары. "Эти так называемые курсы организовал Горячев, и там это все преподавалось", — рассказала Хасис.

Прокурор зачитала несколько пунктов из специальной памятки "ОБЖ", которая приобщена к материалам дела. Все рекомендации участники этих занятий должны были записывать в блокноты, пояснила свидетельница. "Выяснение кода от домофона, кстати, это будет полезно всем нам", — начала прокурор Мария Семененко. Там предлагается обниматься девушкой у входной двери, например, чтобы посмотреть код. Горячев не выдержал и стал кричать из "аквариума":

"Эта запись из блокнота Тихонова! Пусть это озвучат присяжным! — потребовал подсудимый. Судья пригрозил, что Горячева могут удалить из процесса за выкрики, — Значит, пусть удалят!"

Адвокаты возмутились, что эта памятка не имеет отношения к Горячеву и предъявленному обвинению.

— Эти курсы организовал Горячев, вот поэтому вы так и беспокоитесь, — заметила Хасис.

— Вообще я уже закончила, но раз вы возражаете, то пока я продолжу, — ерничала Семенеко. Присяжные засмеялись.

Затем Хасис добавила, что именно на занятиях "ОБЖ" из общей массы людей Горячев собирался пополнить ряды БОРН.

Далее обвинение представило переписку Хасис с Горячевым по ICQ.

Так 14 октября 2009 года они обсуждали запись ролика для некого Германа. Речь в переписке шла о том, что есть две женщины, которые готовы подзаработать. Говорят о постановочном ролике с нападением на них. Как пояснила Хасис, в разговоре поднимается вопрос поиска финансирования для "Русского образа". У Горячева был знакомый бизнесмен Герман Стерлигов, который был готов платить ему деньги за нападения на представителей секс-меньшинств. Но у Горячева было мало времени для съемки, и он предложил свидетельнице сделать постановочный ролик. "Мне Никита Тихонов запретил в этом участвовать", — объясняет Хасис.

Затем прокурор зачитала еще несколько сообщений, в которых свидетель спрашивает Горячева, когда и где пройдут ближайшие занятия по "ОБЖ". Он ей в итоге отвечает, что очередные занятия пройдут на Фрунзенской. "Как видите, я ничего не придумываю. Это доказывает тот факт, что Горячев занимался организацией "ОБЖ", — заявила Хасис.

Полозов не выдерживает и прерывает прокурора, просит обратить внимание на ссылку в сообщении на сообщество в ЖЖ "гламур-фашизм".

— Вы Хасис снова посадить хотите? Она уже на 18 лет осуждена, — недоумевает прокурор Семененко.

— Это не предел, — злорадствует Полозов.

— Я сижу, а он, Горячев, в Сербии сидел, коктейли пил! — вмешивается Хасис.

Судья Мелехин делает всем замечание.

Далее зачитывают переписку за 7 июня 2009 года, где Горячев пишет, что "братва вооружилась" и что у некого Ромы "здравый смысл победил понты". "Комрады московские все вооружены", — пишет Горячев.

Хасис пояснила, что в Ставрополе у обвиняемого возник конфликт с местными правыми "из-за девушки Горячева", и они ехали "на разборки с оружием".

— Травматическим и легально зарегистрированным гладкоствольным! — выкрикнул Горячев.

— А мне известно другое, Илья Витальевич, — ответила Хасис.

Прокурор продолжает зачитывать сообщения.

16 июля 2009 года Горячев пишет: "Я ему предлагаю долги выбивать. Главное, заказов очень много".

Хасис: "Да, очень перспективная тема"

Свидетельница добавляет, что это был еще один источник финансирования Горячева.

16 июля 2009 года Горячев снова пишет: "У меня дом набит оружием сейчас, я хочу повторить подвиг майора Евсюкова, но не буду, потому что я хороший мальчик". Далее в сообщениях он делится о том, что у него произошел конфликт с девушкой, и поэтому он "готов идти и убивать".

1 июля 2009 года Горячев жалуется Хасис, что его девушка считает, что он "не человек дела", и боится, что она может уйти к другому парню. "Расскажи ей в двух словах про подполье подробнее без имен. Расскажи про БОРН, это реально крутейшая акция была", — посоветовала Хасис в переписке. Она объяснила, что девушка Горячева сделала выбор в пользу человека, который занимался силовыми акциями. Хасис предложила Горячеву показать, что он не обычный очкарик и "круче него".

На этом материалы переписки по ICQ закончились. Следующее заседание пройдет 6 июля. Защита заявила о допросе еще троих свидетелей, возможно в тот же день свои показания начнет давать обвиняемый.

Андрей Карев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря