О позорном, идиотском уголовном деле против псковской журналистки Светланы Прокопьевой. Ее, напомню, судят сейчас за "оправдание терроризма". Она всего лишь попыталась в радиоэфире разобраться в том, что толкнуло Михаила Жлобицкого на теракт в архангельском УФСБ.
Попытки понять, проанализировать причины появления террористов и терроризма – это давняя, нужная, общественно значимая и общественно полезная интеллектуальная работа.
На Западе рефлексия по поводу своих "свинцовых семидесятых" занимает огромное место в журналистике, кинематографе, литературе. Чего стоит один только дико нервный и сложный фильм "Германия осенью" – про знаменитую "немецкую осень" 1977 года, про трагедию RAF. Этот фильм, снятый Александром Клюге при участии Фассбиндера – настоящая рваная рана. Люди пытаются понять: что происходит с ними, что происходит с Германией? Диалог Фассбинера с его матерью – одна из самых сильных политических сцен мирового кино.
Андреас Баадер, Гудрун Энслин тщательно изучаются, про них снимают фильмы, их мотивы пытаются понять. Не оправдать, нет. Понять. Понять причины. Это важно для общества, для государства. Тексты и видеоинтервью Ульрики Майнхоф изучают немецкие студенты.
"С поколением, создавшим Аушвиц, разговаривать бесполезно" – этот тезис RAF тщательно разбирают, критикуют, исследуют как феномен жизни Западной Германии 60-х – 70-х.
В Италии мемуары ультраправого террориста эпохи "свинцовых семидесятых", неофашиста Пьерлуиджи Конкутелли "Я черный" издают и изучают. Он надиктовал эти мемуары в тюрьме известному журналисту Джузеппе Ардики.
У нас в стране террор – важная, тяжелая часть истории. Также требующая изучения, рефлексии. Вы, голубые мундиры, в состоянии понять разницу между исследованием механизмов и оправданием? Как скоро вы способны запретить книги Бориса Савинкова? Как скоро вы отправите под суд историков, изучающих партию эсеров?
Устойчивой может быть только та страна, которая способна говорить о самых страшных своих проблемах. Честно, громко, а главное вовремя. Если у страны рот зацементирован страхом, если страна вынуждена изъясняться только языком прокуроров – ее, страну, прорвет потом. Она будет обречена на большие потрясения в будущем. Это уж как пить дать, хоть каждый год принимайте "цементирующие" в поправки в конституцию.
Прокуратура и суд! Прекратите дело против Светланы Прокопьевой. Не позорьте Россию.
! Орфография и стилистика автора сохранены