Сразу оговорюсь, что это не аналитика, а лишь мнение, основанное на личных наблюдениях и чтении медиаресурсов, в том числе комментариев в соцсетях.
В странах Балтии имеется особая категория людей, которых называют "русскоязычными". Они не обязательно все русские, то есть, строго говоря, обладающие русской национальной идентичностью. Это еще и люди, просто общающиеся в личном кругу на русском языке, но не считающие себя русскими, — белорусы, украинцы, татары, армяне...
В обиходной речи зачастую всех русскоговорящих называют "русскими", и иногда эти слова можно считать взаимозаменяемыми, но лишь в определенном контексте.
Многие местные политики (причем из разных политических лагерей), действующие согласно старому проверенному принципу "разделяй и властвуй", пытаются провести четкую границу, объявляя всех русскоязычных явной или скрытой пятой колонной рашизма — человеконенавистнической идеологии мирового господства, слепленной из косплея гитлеровского национал-социализма, русского фашизма Ильина, муссолиниевского корпоративизма, ордынско-московского империализма и "церковного расизма" — этнофилетизма. Причем они упорно настаивают на таком подходе, не обращая внимания на явно не разделяющих рашистские взгляды говорящих по-русски украинцев, белорусов, да и многих русских.
Использующееся в риторике одной из местных партий определение "наши" или "европейские" русские отдает некоторой фальшью. Понятно, что это сделано с целью дистанцироваться от агрессивной России и подчеркнуть респектабельный характер партии, однако сразу возникает вопрос: если вы уже европейцы, на хрена козе баян — зачем иметь отдельную партию для русских? Нормальный ответственный гражданин просто знает язык той страны, где живет, и выбирает партию исходя из предложенной программы, повестки, равно злободневной для всех сограждан, — зарплаты, пенсии, налоги, соцподдержка и поддержка бизнеса, здравоохранение, отношение к мигрантам...
Пятой колонной, скорее, можно назвать поклонников концепта "русского мира" в его современном пропагандистском изводе — как обосновании любого вида агрессии и беззакония.
Люди, которые старательно подчеркивает свою связь с "великой" русской цивилизацией, культурой, скрепами и духовностью и борются за "русский мир", в основном разные, иногда немного странные. Например, среди них есть верующие в то, что Gott mit uns, так как Яхве якобы расторг завет с иудеями и заключил договор с русскими, которые теперь избранный народ божий и наследуют весь мир; есть "потомки" русов-венедов, "истинных хозяев этих мест", основавших Вентспилс, Вену, Венецию и Венесуэлу. Есть считающие, что раз их деды что-то когда-то захватили, то всё здесь теперь должно принадлежать им. Есть скрытные хитрозадые получатели и распорядители денег неясного происхождения, мечтающие об открытой власти и жестоко борющиеся за место у кормушки. Есть желающие потеснить этих получателей и распределителей. Есть истеричные мужчины и женщины, которых всегда все угнетают; "перманентные революционеры" по околонаучной теории Климова; вечные подростки, готовые смело сражаться с любой несправедливостью — за этичное яйцеводство, несчастных палестинцев, которым не дают перебить всех евреев, и "Велик могучим русский языка!"; реальные "спящие" и действующие агенты Кремля и просто люди, следующие за голосом в телевизоре. С перекрытием каналов финансирования борцов за "русский мир" стало значительно меньше, теперь только самые упоротые рисуют по ночам букву Z на заборах.
Быть русским или русскоязычным за границами России нелегко. Кремлевская пропаганда просто выжигает мозг постоянными потоками лжи и ненависти, всё время повышая градус неадекватности. Шизофреническое сочетание мании величия с комплексом неполноценности создает чувство непрерывно расковыриваемой обиды, проявляющейся самым разным образом. Причем обиду вызывает не столько некое "унижение" русских, сколько именно непризнание их особого "величия", уравнивание со всеми остальными народами. А когда эта обида сочетается еще и с какими-то неудачами личного плана, зачастую возникает такой феномен, как назлорусские (в России русские тоже постоянно обижены, но там в основе обиды, скорее, лежит чувство экономической несправедливости, "травма 90-х", когда, имея равные стартовые возможности, кто-то неприлично обогатился, а кто-то остался с одной лишь духовностью и сортиром-дыркой во дворе).
Примером для назлорусских зачастую является Путин, которого не приняли в мировую элиту, и он решил всем "показать" и "отомстить", то есть как истинный клинический психопат с бесконтрольной властью превратить месть за свои детско-подростковые страхи и обиды в непрерывную череду кровавых преступлений. Хотя какое отношение эти люди в странах Балтии имеют к Путину? Они ему подчиняются, от него зависят (кроме платных агентов и провокаторов)? Он вообще русский? Какой нормальный человек, заботящийся о собственном народе, скажет матерям погибших за его геополитические бредни солдат, что те всё равно бы сдохли — от водки или в аварии, — а так хоть в мясных штурмах пригодились?
Наверное, не стоит много говорить о тех русских и русскоязычных, которые стали просто европейцами, их проблемы — проблемы общеевропейские и общечеловеческие.
А вот одна из проблем у слепо верящих кремлевскому агитпропу и превратившихся в назлорусских по-настоящему уникальна.
Их проблема в том, что они уже частично стали европейцами, но никак не могут определиться с другой своей частью. И хотя мыла они не едят — никто не бросился продавать квартиры в Нарве, Даугавпилсе и Клайпеде и переезжать в Смоленск, Калининград или Псков, — они всё еще реально верят во вставание с колен, аналоговнеты, путинвсехпереиграл, домбежки Бамбаса, боевых комаров и подводные лодки НАТО в степях Украины. Вера эта, по сути, сектантская и разумными доводами в ней разубедить невозможно, особенно когда сектанты кучкуются и постоянно подпитывают друг друга. Вера мрачная — как выразилась мама одного местного футболиста (не дословно), когда Путин всё здесь захватит, то всех, кто им не нравится, сразу же расстреляют.
В психологическом смысле люди, действующие назло кому-то или чему-то, зачастую даже с ущербом для себя, — это люди либо инфантильные, морально незрелые ("назло бабушке отморожу уши"), либо реально озлобленные (по самым разным причинам) и канализирующие свою злобу в соцсетях, надписях на стенах или истеричном распевании песен советских композиторов. Ну или как "отважные партизаны", пускающие китайские фейерверки во дворах и быстро прячущиеся в подъездах по случаю какой-нибудь годовщины самозатопления "Варяга".
По счастью, расчеловечивание, ставшее нормой в нынешней России, пока еще затронуло исключительно самих россиян. Война становится их привычным образом жизни и способом заработка, озлобленность — постоянным состоянием. Конечно, вернуться в скотское состояние всегда легче, чем стать хоть немного человечнее и выказать сострадание не "нашим мальчикам без теплых носочков", а жертвам грабежей, изнасилований и убийств, совершаемых этими "мальчиками" в Украине (как ранее в Чечне, Грузии, Сирии). Но, слава богу, массовых фактов подобной "антропологической катастрофы" в странах Балтии пока что не наблюдается.
И еще — адепты "русского мира" в Европе, похоже, просто не понимают, не могут осознать тот немаловажный факт, что ненависть "духовных" россиян к Западу, Америке и всему миру относится и к ним тоже. А может, даже и превосходит. Достаточно просто посмотреть, где больше всего зверствует российская армия, Росгвардия и ФСБ, какие города и села обстреливаются и уничтожаются наиболее беспощадно. Буча, Ирпень, Мариуполь, Харьков, Херсон, Одесса — это ведь всё города русскоязычные.
А не приходит ли в голову призывающим "русский мир" в Европу, что они хотят стать гауляйтерами "очагов русской культуры", полностью разрушенных и изнасилованных? И даже если лелеемая ими оккупация вдруг свершится быстро без массированных артобстрелов и бомбежек, не думают ли они, что захваченные фабрики и торговые центры достанутся не им и сами они окажутся не в правлениях и советах директоров, а в пыточных застенках "освободителей"?
Они представляют себе отношение "простых" россиян к тем, кто "жировал в европах", пока они там "с колен вставали"? Пусть почитают комменты на российских патриотических сайтах на слова одного бывшего местного умника о "трагедии" пенсионеров, которых заставляют вернуться из Европы в Россию (он сам-то понял, что сказал?).
В ответ, конечно же, возразят, что никто прямо не призывает к оккупации, люди всего лишь борются за право не знать государственный язык. Но ведь отказ от знания государственного языка на базовом школьном уровне и означает разделение на два лагеря — желающих жить в Европе и желающих стать частью России, причем не вымышленной России Пушкина и Тургенева, а России реальной, пытающей, грабящей, насилующей и убивающей. Современная русская культура — это ведь уже не Толстой, Плисецкая и Рахманинов, — это блатняк, сортирный юмор, косплей фашистской Германии, бесконечные сериалы про ментов, телевизионные шоу уродов, запреты книг и спектаклей, уголовные преследования инакомыслящих, изысканная кухонная лексика Захаровой и Медведева.
Люди в странах Балтии просто "привыкли к хорошему", к реальным выборам, открытым границам, к чистоте и уюту, миру и безопасности. Конечно же, проблемы есть и их довольно много — неистребимый "совок" в головах, всевозрастающая некомпетентность, местечковость, круговая порука — и с этим надо что-то делать. Но здесь никто не отнимет ваш бизнес, вас не изобьют и не изнасилуют в полиции и не отправят убивать и умирать ради маниакальных идей какого-то окурка, возжелавшего стать владычицей морскою.
Так что назлорусским стоит реально осознать наличие проблемы своей двойственности (и неполноценности в глазах презирающих и ненавидящих их "истинно скрепных" россиян) и окончательно определиться, какого будущего они хотят для себя и своих детей — мирного европейского или того, в котором за само слово "мир" будут сажать "на подвал".