Не могу назвать себя знатоком Грузии, но какие-то впечатления от года тбилисской жизни у меня есть. Даже на бытовом уровне здесь заметен раскол между европейской частью общества (особенно молодёжью) и про-российской “бизнес-элитой”, чьи интересы (включая туризм) держат страну в имперской узде.

Не случайно “Грузинская мечта” наводнила улицы баннерами с видами руин украинских городов. Отказ от евроинтеграции (с точки зрения нынешней власти) - это условие мира с Россией. Звучит довольно подло по отношению к Украине, поскольку перекладывает вину за руины на жертву.

Но “партия бабла” под крылом империи очевидно, конфликтует с большой частью грузинского общества, которая видит себя в Европе и успела здорово продвинуться в этом направлении. В основном это молодёжь, на которую “страшилки” вроде “гей-парадов в Тбилиси” не действуют. Англоязычное поколение грузин не воспринимает пропаганду из Москвы, не владея русским языком. Не говоря уже о том, что россия остаётся “оккупантом 20% грузинской территории” (о чём напоминают чеки в ряде супермаркетов).

Это раскол по нескольким линиям. Не только по линии бизнес-интересов, но и по линии языка, “традиций”. В целом грузинское общество остаётся патриархальным, клановым и общинным, где люди держатся за "землячества", гендерные роли, и это плохо сочетается с европейскими правами человека. Важна и роль религии. Церковь в Грузии - не скандальный, а авторитетный институт.

Даже местный гей, водя меня по городу, с уважением показывал “резиденцию патриарха” и что-то говорил о его гуманитарных проектах (мол, стимулируя рождаемость, патриарх благословляет каждого третьего ребёнка в семье). Но это не мешает местным попам участвовать в погромах, атакуя гей-прайд. Разгоны ЛГБТ-акций превращаются в массовые шабаши с насилием и даже убийствами. Помню, как смешно оправдывался мэр Тбилиси (от партии власти), когда телевышка вдруг окрасилась в радужные цвета и это вызвало скандал. “Как вы могли подумать? (Возмущался мэр). Подсветка - в знак приветствия мэров разных стран, в стиле логотипа их международной конференции”.

Как говорится, ложечки нашлись, но осадочек остался. "Радужная" вышка над Тбилиси отражала надежды огромного числа людей. Агрессивная война с радугой не отменяет того европейского влияния, которым пронизано грузинское общество.

Контраст архаики и современности особенно наглядно виден в архитектуре Тбилиси. Стильный европейский пост-модерн, “островками” появившийся в историческом центре Тбилиси при Саакашвили, лучше всего символизирует страну на распутье.

Многие грузины не приняли новаций, изобретая обидные клички для дизайна “Моста Мира” или Концертного зала в виде огромных “труб”. Красивейший мост, на мой взгляд, построенный по проекту французского архитектора, сверкающий в ночи и посылающий в звёздное небо световой кодовый сигнал о ценности мира) обозвали “прокладкой”. А концертный зал - “штанами Саакашвили”. Но так или иначе, архитектура влияет на самоощущение людей и их представления о ценностях.

МВД в Тбилиси продолжает работать в стильном здании из стекла и бетона, а на окнах полицейских участков не увидишь занавесок и решёток (как в россии), потому что принцип максимальной прозрачности закреплён ещё реформами Саакашвили. Удар по одной из самых коррумпированных структур был успешным.

То есть, борьба старого и нового происходит буквально во всём. Сейчас стрелка весов национального выбора вибрирует где-то посередине, но несмотря на колебания, европейская чаша (рано или поздно) всё же перевесит. Имперский “центр силы” (влияние, ресурсы, репутация) будет ослабевать, и Грузия вырвется из имперских лап по тем же причинам, что и Украина.

Мне не сразу удалось открыть счёт в грузинском банке, потому что (как мне объяснили) у россиян плохая репутация и отказы здесь не редкость. Кроме того, русский язык в банке мне не пригодился. Клерки в отделениях им просто не владели. “Bank of Georgia” объяснялся со мной только по-английски, и если бы не помощь парня из АйТи, я остался бы без карты. В магазинах с русским тоже напряжёнка.

Приходилось делать фото на витрине какой-нибудь выпечки или салата, чтобы продавец понял, о чём речь.

Юная девица на рецепшене в маленьком отеле на проспекте Чавчавадзе, где мы встречались с парнем, не говорила по-русски, да и политика отеля в отношение гей-пар была вполне европейской, без “скреп” и недобрых взглядов.

Только обращаясь к пожилым прохожим, я мог рассчитывать на то, что меня поймут. Бабушки русский ещё не забыли. Туризм из россии, конечно, выгодная вещь (к тому же, волны релокантов взвинтили цены на жильё, до 100 долларов в месяц за “студию”), но вместе с тем, на улицах полно “занавешенных” женщин с Востока и мужчин арабского вида (в шортах), которые селятся в отелях в поисках дешёвого отдыха. Горнолыжные курорты обзаводятся монументальными канатными дорогами, которые строят турки, а новые кварталы в Тбилиси возводят французские фирмы. Всё это - коммерческие связи, которые влияют на вектор развития.

В окне моей “однушки” я мог любоваться горами на горизонте, но скоро там вырос целый квартал (каждый день по этажу), и за год я лишился всех красот, зато французы, я надеюсь, окупили затраты на строительство симпатичного жилья с фрескми на стенах. А ведь это - Самгори, "рыночный" район, но и здесь видны следы европейского присутствия.

Маленькая Грузия вынуждена искать комфортную опору, чтобы прислониться в интересах безопасности - и западный выбор кажется оптимальным. С другой стороны, местным националистам не позавидуешь, - империя для них была “не сахар”, но и Западный выбор несёт угрозу в виде прав человека и гей-прайдов, что (как они считают) разрушит грузинскую идентичность.

На страхе этой массы и играет (как мне кажется) коррумпированный олигархат, имеющий связи с россией. “Грузинская мечта” - троянский конь империи, который под видом “мира” и “нейтралитета” продвигает идеи имперской зависмости. В этом смысле Бидзина Иванишвили и премьер Кобахидзе мало отличаются от “кума путина” Медведчука и Януковича, которые пытались удержать Украину в имперской узде.

Нынешняя Грузия напоминает мне знаменитую башню с часами у театра Резо Габриадзе, где блоки в изразцах “косо громоздятся” в виде шаткой вертикали. Образ хрупкого баланса (даже эквилибра) между Западом и Востоком, прошлым и будущим.

И наверху - красивые часы, где в полдень проплывают странные, цветные персонажи, - словно в театре грузинской политики.

Устоит ли эта вертикаль? Обретёт ли древность новое дыхание? Условно говоря, совместима ли лезгинка с гей-парадом, а “древние традиции” с правами человека?

Пока россии удаётся держать Грузию за горло, но хватит ли силёнок на годы вперёд, если перспективы выживания у самой россии под большим вопросом?

Александр Хоц

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены