Поморы – это потомки древних новгородцев, живущие на землях, окружающих Белое и Баренцево моря. Генетически поморы гораздо ближе к населению Новгородской республики XIV-XV века, чем к населению Московского княжества, уничтожившего это европейское государство. В отличие от населения многих земель европейской части России, поморам удалось сохранить свою самобытность и традиции. Им удалось сохранить за собой собственное наименование. По всей России жителей Архангельской области называют поморами. Население других русскоязычных регионов России именуют названием, образованным от имени областного центра.

В отличие от других русскоязычных регионов европейской части России, поморы не знали монголо-татарского ига и крепостного права. До начала XX века их образ жизни был гораздо более европейским, чем у крепостного, порабощенного русского населения центральных областей России. Сохранению самобытности поморов способствовал их образ жизни. Его экономической основой были торговля, морские промыслы, судостроение. Поморы были мореходами и занимались исследованием и освоением новых земель Арктики. Они присутствовали на Шпицбергене и основали поселения на Аляске. Они уважали частную собственность, изучали иностранные языки. Архангельск мог стать городом, похожим на морские торговые города Северной Европы. Поморы всегда считали себя частью европейской цивилизации.

Однако в течение нескольких веков центральная власть использовала Поморье только как транспортный коридор и высасывала из него ресурсы, ничего в него не инвестируя. Столетиями центральная власть ограничивала международную торговлю через Архангельский морской порт в пользу Санкт-Петербурга. За 3,5 года войны ни один объект на территории Поморья ещё не был атакован украинскими дронами. Это свидетельствует о том, что за сто с лишним лет коммуно-чекистского режима, власти не создали на её территории никаких экономически значимых объектов. Наоборот, они вырубили массу лесов, отравили реки отходами химической промышленности и гептиловым топливом падающих баллистических ракет, провели сотни ядерных испытаний в северных районах Поморья и не менее ста подземных ядерных взрывов в густонаселенных южных районах Архангельской области. В результате Архангельская область лидирует по количеству онкологических заболеваний в России. В годы Второй мировой войны на территории Поморья был организован голодомор, похожий на тот, который был в окруженном немцами блокадном Ленинграде. И это притом, что через порт Архангельск в СССР шел огромный поток продовольствия, которое, вместе с боевой техникой, поставляли союзники.

Всё это время поморы, как и другие коренные народы России, подвергались насильственной русификации. Численность населения Архангельской области, записавших себя поморами на переписи 2020 года, составила менее полутора тысяч человек. Это означает двукратное уменьшение численности за 10 лет, прошедших с предыдущей переписи. В цивилизованной стране двукратное уменьшение численности коренного малочисленного народа за такой короткий промежуток привело бы к скандалу и обвинениям в геноциде. Но власти не считают поморов коренным народом. Для них все поморы должны считать себя русскими. Жители Поморья должны осознать, что они не тождественны русскому населению других регионов России. Генетически и ментально они отличаются от этих русских – потомков населявших московское княжество славян, познавших многовековое рабство Золотой Орды и крепостное право. Сейчас их презрительно именуют "москали". Мы, поморы, происходим от другой ветви славян, от русских жителей Новгородской республики, самого передового в своё время государства на территории современной России. У нас другая кровь, другой менталитет, другая история. Чем быстрее мы все это осознаем, тем больше шансов на то, что поморы уцелеют в XXI веке.

Если ничего не изменить, то поморов ждет судьба русского народа, который идет к катастрофе. Русский народ придет в упадок от резкого сокращения ареала обитания, где он господствует, связанного с развалом империи и усилением освободительного движения народов России. Выработавшийся имперский комплекс не даст русским нормально развиваться и сосуществовать рядом с другими народами. Среди волн русского шовинизма и массовой миграции в Россию с востока и юга никто не захочет называть себя помором. Будет уже поздно!

Сейчас, чтобы сохраниться, все поморы должны почувствовать себя одним, отличным от русского, народом. У нас есть свой уникальный опыт существования нашего, поморского государства – Северной области. Благодаря помощи наших западных союзников в Гражданской войне, это государство обеспечило поморам достойное существование среди бушующих вокруг кровавых волн гражданской войны в период с 1918 до 1920 года. Только независимость может сейчас спасти поморов от исчезновения. Но миссия поморов должна быть шире – поморы должны показать всему миру, что кроме русских-"москалей" существует другая ветвь русского народа, поморы – русские, потомки новгородцев. И что этот народ достоин занять свое место в семье европейских народов.

Юрий Щербачев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter